Адаптированная образовательная программа МДОУ "Детский сад № 99" для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Образовательная программа МДОУ "Детский сад № 99" (в соответствии с ФОП ДО)
Учебный план (далее по тексту – План) составлен в соответствии с Федеральными документами:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
– Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрирован в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149);
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155, зарегистрированным в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) (Обновленный ФГОС дошкольного образования в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
– Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
– «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014);
– Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 и СанПиН 1.2.3685-21;
– Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
– Устав МДОУ «Детский сад № 99».
План является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая (в 2023 – 2024 учебном году 38 недель).
В 2023 – 2024 учебном году в МДОУ функционируют 6 общеразвивающих групп, 1 разновозрастная группа и комбинированная (дети 4 – 6 лет) и 4 группы комбинированной направленности (ТНР), укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
– группа детей от 1.5 до 3 лет – 2;
– группа детей от 3 до 4 лет – 2;
– группа детей от 4 до 6 лет разновозрастная. комбинированная – 1;
– группа детей от 4 до 5 лет – 2;
– группа детей от 5 до 6 лет комбинированной направленности – 2;
– группа детей от 6 до 7 лет комбинированной направленности – 2;
Основная цель Плана: регламентировать образовательную деятельность (далее – занятия) в МДОУ «Детский сад № 99», определить ее направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю.
Основными задачами Плана являются:
- регулирование объема образовательной нагрузки воспитанников.
- реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Образовательной программы МДОУ «Детский сад № 99» (разработанной на основе Федеральной образовательной программы ДО).
При составлении Плана учитывались следующие принципы:
– принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
– принцип научной обоснованности и практической применимости;
– принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
– принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
– принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
– комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
– построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
МДОУ «Детский сад № 99» реализует:
– Образовательную программу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 99» (ОП МДОУ «Детский сад № 99»), принятую на заседании педагогического совета и утвержденную заведующим МДОУ (приказ № 01-09/___ от 31.08.2023 г.).
– Адаптированную образовательную программу (АОП) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 99» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, согласованную на заседании педагогического совета и утвержденную заведующим МДОУ (приказ № 01-09/___ от 31.08.2023 г.)
– Программу воспитания здорового образа жизни воспитанников МДОУ «Детский сад № 99» (программа «Здоровье», согласованную на заседании педагогического совета и утвержденную заведующим МДОУ 31.08.2023 г.)
Характеристика структуры Плана
В структуре Плана выделены две части: обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть обеспечивает выполнение ОП МДОУ «Детский сад № 99». Часть, формируемая участниками образовательных отношений, формируется образовательным учреждением с учетом приоритетных направлений его деятельности и реализуется через парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях.
В Плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений:
– обязательная часть – не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП МДОУ «Детский сад № 99». Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
– часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть плана отражает специфику детского сада, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной образовательной программы МДОУ осуществляется в двух основных формах организации образовательного процесса:
– совместной деятельности взрослого и детей;
– самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде специально организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Содержание образовательных областей определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, целями и задачами ОП МДОУ «Детский сад № 99» и реализуется в различных видах детской деятельности:
– ранний возраст: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
– дошкольный возраст: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, конструирование, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора), их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 1.2.3685-21) и ФОП ДО.
В План включены пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. Образовательная деятельность по физическому, изобразительному и музыкальному развитию проводится со всей группой так и по подгруппам. Музыкальное воспитание детей МДОУ осуществляют музыкальные руководители, физическое развитие – инструктор по физической культуре. Для детей раннего возраста с 1 года 6 месяцев до 3 лет длительность организованной образовательной деятельности не превышает 10 мин. и осуществляется в первую и вторую половину дня.
Организация занятий:
– для детей с 1,5 до 3 лет – подгрупповая;
– в дошкольных группах – подгрупповые, фронтальные
Для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет продолжительность занятия составляет не более 1 часа 30 минут в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность одного занятия не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
– дети четвертого года жизни – 2 часа 45 мин.,
– дети пятого года жизни – 4 часов,
– дети шестого года жизни – 6 часов 15 минут,
– дети седьмого года жизни – 8 часов 30 минут
Продолжительность занятий:
– для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
– для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
– для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
– для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
– для детей 1,5 – 5 лет не превышает 30 и 40 минут соответственно,
– для детей 5 – 7 лет не превышает 50 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на одно занятие, проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 – 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на образовательную деятельность. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. Общественно-полезный труд групп детей 5 – 7 лет проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день. В соответствии с Законом «Об образовании» для воспитанников МДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2 – 3 раза в неделю продолжительностью 25 – 30 минут (старший возраст).